Балтер Алла Давидовна
(23.08.1939 - 14.07.2000)
Заслуженная артистка РСФСР (26.04.1990).
Народная артистка России (03.02.1998).

Она окончила Киевское театральное училище при театре имени Ивана Франко, и после его окончания в 1961 году поступила в труппу театра имени Леси Украинки, где проработала до 1965 года, и переехала в Ленинград, где была принята в труппу Ленинградского театра имени Ленинского комсомола, и вскоре вышла замуж за одного из ленинградских футболистов, однако, этот брак закончился разводом.
Бывший супруг надеялся, что Алла к нему вернется, но актриса благодаря Георгию Товстоногову познакомилась с Эммануилом Виторганом, приглашенным режиссером в «Ленком» для участия в постановке «Вестсайдской истории».
Виторган впервые увидел Аллу Балтер в спектакле «Три мушкетера», где она играла роль Миледи. Позже Виторган вспоминал: «Она была невероятно красива, пластична, замечательно сложена и потрясающе пела, - удивительно, что я не видел её раньше, хоть и бывал довольно часто на спектаклях её театра».
В спектакле «Вестсайдская история» Виторган играл предводителя банды Бернандо, а Алла Балтер – его возлюбленную Аниту. Актёрам приходилось много петь, танцевать и задерживаться на репетициях до глубокой ночи. Если репетиционный процесс затягивался, артисты собирались в весёлую компанию и за рассказами и анекдотами коротали время чуть ли не до утра.
Позже Эммануил Виторган рассказывал: «Однажды, после такой вот затянувшейся и веселой репетиции мы вышли из театра. Тихо падал снег. Мы пошли по парку, продолжая шутить и дурачиться, и вдруг оба рухнули в сугроб. Я сказал: «А слабо прокатиться через весь парк?», - она ответила: «Да почему же слабо?».
И мы покатились. Тогда мы впервые поцеловались». Виторган оказался перед нелёгким выбором – у него подрастала маленькая дочь, и супруга ему сказала: «Если уйдёшь, дочь не увидишь». Но актёр так сильно влюбился в Аллу Балтер, что принял решение уйти из семьи.
Спустя много лет Алла Давыдовна признавалась: «Я очень страдала и хотела сбежать от этой ситуации куда угодно, прекратить отношения, просто исчезнуть. Меньше всего мне хотелось быть разлучницей. Я знаю, что за это мне ещё придётся расплачиваться».
В 1971 году Балтер и Виторган переехали в Москву, где им пришлось начинать свою актерскую карьеру заново в Московском драматическом театре имени Станиславского, и устраивать свою семейную жизнь в общежитии театра.

Эммануил Виторган рассказывал: «Половину жизни мы прожили в общежитиях и коммуналках. Я очень страдал, что у Аллочки нет своей комнаты.
Мы – мужики, обязаны обеспечить женщину всем! А я не мог, и всегда этим мучился. Мы жили не богато, хоть я и снимался очень много, но никому и в голову не приходило, что мы можем в чем-то нуждаться. У нас даже деньги занимали, и мы никому не отказывали, хотя частенько для этого приходилось перезанять на стороне.
Аллочка всегда умела хорошо одеваться, комбинировать старые вещи в новые, элегантные комплекты, и даже я порой удивлялся: «Откуда у тебя этот чудесный костюм, когда ты его успела купить? Она смеялась и отвечала: «Да ведь ему сто лет, я просто повязала новый шарфик». Отдельную квартиру Алла и Эммануил получили лишь к 40-летию Виторгана
после того, как он сам пошел к директору театра и, буквально стукнув кулаком по столу, потребовал для своей семьи «улучшения жилищных условий».
Созданные Аллой Балтер на сцене театра образы стали событием театральной жизни Москвы. А в 1972 году у Аллы и Эммануила случилось событие особого рода – у них родился сын, которого они назвали Максимом. Алле временно пришлось прекратить работу в театре, но её выручила одна из поклонниц.
Эммануил Виторган рассказывал: «Нам здорово помогла ленинградская поклонница жены, молоденькая девушка Эля, которая ходила на спектакли, дарила ей цветы. Она позвонила сразу, как Аллочка родила и сказала, что хочет приехать, помочь с малышом, чтобы Аллочка могла вернуться в театр». Девушка помогала Алле три года, пока Максим не пошел в детский сад.
Тем временем семья актеров продолжала жить в общежитии, где в небольшой комнате, часть которой отгородили шкафами, теперь стояла кровать маленького сына. Поженились Алла и Эммануил лишь после рождения Максима. По документам получилось, что Виторган фактически – усыновил собственного ребенка.
Актриса практически сразу после рождения Максима вернулась в театр. А супруг окружил свою любимую жену еще больше заботой. Известен случай, когда во время отдыха в Болгарии Эммануил увидел в море яхту с необычными алыми парусами.
23 августа, в день рождения Аллы, Виторган зафрахтовал яхту, и чтобы Балтер раньше времени не узнала о сюрпризе, придумал отвлекающий манёвр – именинницу и всех гостей он усадил на детский экскурсионный паровозик,
снабдил игрушечными дудочками и барабанами, и повёз к пристани, где ждала яхта. Эффект превзошел все ожидания – Алла плакала от счастья.
В 1984 году Алла Балтер перешла в труппу Московского театра имени Маяковского, где сразу была введена на роли Мэг и Марии в спектакли «Кошка на раскаленной крыше» и «Да здравствует королева, виват!»
В театре Маяковского сослуживцы её чаще звали Аллочкой, и очень редко - Аллой Давыдовной. Именно Алла уговорила режиссера Андрея Гончарова взять в театр и её мужа.
На всех кинопремьерах, фестивалях и тусовках Балтер и Виторган появлялись вместе, были всегда поглощены друг другом и никогда не делили домашние обязанности.
Алла Давыдовна говорила: «Знаете, борщ у Эммы получается даже лучше, чем у меня!» А Виторган признавался: «Я всегда старался, чтобы Аллочка поменьше возилась по хозяйству. И самое главное — берегла руки. С её внешностью надо было играть королев и герцогинь, а не крестьянок с мозолистыми, натруженными ладонями».
Алла была очень красивой женщиной и очень нравилась мужчинам. Актёр Александр Шаврин говорил об Алле Давыдовне: «Блестящая, великолепная, всегда потрясающе выглядела...» Так же о своей коллеге отзывались женщины.
Актриса Ольга Прокофьева рассказывала: «Аллочка - эксклюзив, эталон. Законодательница моды и стиля в театре. Для неё ухоженность - это норма, а красота и шарм - образ жизни. Она была такой светлой и чистой...» Такого же мнения была руководитель актерского агентства Татьяна Аугшкап: «Алла Давыдовна - всегда в форме, при прическе, в духах. Она была тонкой и чувственной актрисой, женщиной - от Бога...»
Несмотря на свой прекрасные внешние данные, и яркий актерский талант в кино Алла Балтер снималась редко. В 1984 году она сыграла главную роль в политическом детективе «Последний визит», а в 1986 вместе со своим мужем Эммануилом Виторганом она снялась в фильме «Шпион» и в небольшой роли в детективе «Ларец Марии Медичи», музыкальном фильме «Когда святые маршируют» и политическом детективе «Чёрный квадрат».
Когда у Эммануилу Виторгану пришлось пережить сложную операцию из-за рака легких, Алла Балтер помогла справиться своему супругу с болезнью. Когда же серьезное заболевание было обнаружено у Аллы, Эммануил Виторган сделал всё, от него зависящее, чтобы она выздоровела.
У Аллы Давыдовны болела спина, и врачи предполагали, что у актрисы развился остеохондроз. Но вскоре выяснился настоящий диагноз – рак. Актрисе была сделана операция, вскоре она выписалась из больницы, вернулась в театр, и снова играла в спектаклях «Чума на оба ваши дома», «Нора» и в антрепризе Михаила Казакова «Цветок смеющийся».
В день празднования шестидесятилетнего юбилея Виторгана в театре актриса Татьяна Орлова рассказывала: «Аллочка говорила в тот день слова, которые уходили в вечность, они были абсолютно искренними и небанальными... Сейчас о том юбилее вспоминают, как о дне прощания Аллочки с театром. Был один эпизод, который запомнили все.
В подарок на юбилей Виторгану Евгения Симонова преподнесла отрывок из его собственного спектакля «Взрослая дочь молодого человека», там у Виторгана был свой коронный танец, визитная карточка актёра. Симонова завела Виторгана так, что он вдруг начал отплясывать «чучу». Тут же в круг выскочила Аллочка и своим зажигательным танцем поддержала мужа. Все просто онемели: Аллочка, после долгой болезни, серьёзной операции, в корсете и так великолепно танцует!»
После операции Алла Давыдовна какое-то время прекрасно себя чувствовала, любила заниматься спортом, ходила в бассейн, и сыграла несколько ролей в кино, в частности - в сериале Юрия Мороза «Каменская». Но вскоре у актрисы снова начались боли из-за того, что метастазы начали распространяться в организме.
Актрисе была сделана в Израиле еще одна операция. Никто, кроме самых близких друзей не знал, чем на самом деле больна Балтер. А сама она рассказывала: «Мы ездили со спектаклями в Америку. Были в Лос-Анджелесе, посмотрели Голливуд...
И там произошла вещь, на которую можно было не обратить внимания, но мне показалось, что есть в этом какая-то странность, — рассказывала Алла Балтер. — У меня после этого случая даже характер поменялся, поведение другим стало. Все знают, что там есть Аллея звезд. И я даже сфотографировалась, присев на корточки возле звезды Греты Гарбо. Когда я шла по ней, у меня было какое-то удивительное чувство оттого, что я наступаю на эти великие имена. Хотелось сказать: «Извините, что я сюда наступаю!»
А потом мы вошли в небольшой голливудский магазинчик, и тут вокруг меня всё зазвенело. Сквозь меня будто что-то пролетело, по звуку и силе похожее на ракету или реактивный самолёт. Мне не стало плохо, я не потеряла сознание, просто показалось, что сейчас упаду. Я повернулась и позвала мужа: «Эмма!» Он бросился ко мне, но не успел добежать — всё прошло.
Конечно, можно было списать все это на давление или сердечный приступ, но это событие никак не отразилось на моём здоровье. Мне просто показалось, что сквозь меня прошла какая-то неведомая людям энергия, какое-то совпадение с кем-то жившим или бывавшим там раньше. Может, это Нечто ожидало там не именно меня, но такого человека, как я.
Возможно, кто-то надо мной посмеётся, но после этого случая, спустя пару месяцев, у меня исправилась одна очень сложная жизненная ситуация. А у меня перед этим был невероятно трудный год! И, пусть это не прозвучит нескромно, я стала другой, помудрела: что-то отпустила от себя, кого-то простила, и мне стало легче жить».
Актриса вновь вернулась на работу в театр. Однажды во время исполнения роли в спектакле «Цветок смеющийся» у Аллы Балтер попал в щель на сцене каблук, и она крайне неудачно подвернула ногу. На следующий день ей предстояло играть в спектакле «Чума на оба ваши дома», но боль в ноге усилилась, и она с огромным трудом вышла на сцену. Боль в ноге была невыносимой, и актрисе вызвали «скорую». Спектакль хотели отменить, но Алла Давыдовна всё-таки вышла на сцену, и продолжила играть роль.
Все мизансцены спектакля были перестроены так, чтобы зрители не заподозрили ничего странного в том, что герцогиня в основном сидит, а если и поднимается, то слуги не отходят от неё ни на шаг. После спектакля зал, как обычно, приветствовал актеров стоя, но на поклон Алла Балтер уже не вышла.
Актриса Татьяна Орлова рассказывала: «Дело не в зрителях и не в Аллочкином героизме, поймите. Сильный характер, воля - всё это ерунда. В тот день Аллочка боролась за жизнь, она изо всех сил отвоевывала себя у смерти. А больная нога - это так, недоразумение. Многие в театре даже не догадывались, насколько всё серьезно, и не предполагали, что это последний Аллочкин спектакль...»
Через три дня Аллу Балтер положили в онкологическую больницу на Каширском шоссе, и ей была сделана очередная, третью по счету, операция. Аллу часто навещали актёры. Принимая сослуживцев, Балтер много шутила, смеялась, позволяя себе даже выпить немного вина за компанию.
Но после операции у актрисы были полностью неподвижны ноги. Таня Орлова рассказывала, как Алла очень волновалась: «Неужели я останусь такой на всю жизнь?» Но надежды на выздоровление актрисы не было.
Врачи поставили Алле Балтер диагноз – неоперабельный рак позвоночника. В это никто не хотел верить. Виторган сделал всё, чтобы спасти Аллу. Он разыскал и привез лучших врачей, организовал специальный фонд помощи актрисе Алле Балтер и собрал деньги на операцию в Германии.
Алла Балтер боролась до последнего.
Но актрисе становилось хуже, и её перевезли в подмосковный санаторий. Татьяна Орлова рассказывала: «От приезда к приезду по каким-то мелочам стали замечать, что Аллочке становится всё хуже и хуже.
У неё над кроватью висел такой металлический треугольник, держась за который Аллочка подтягивалась. Она цеплялась за этот треугольник с невероятным упорством, словно за жизнь. И все подтягивалась, подтягивалась... Вначале двумя руками, потом, когда совсем обессилела, одной. Аллочку мучили страшные приступы боли.
Ей кололи наркотики, раз от раза увеличивая дозу. Она засыпала. А потом начиналась другая боль, уже от ломки суставов. А она так хотела жить, так хотела играть...»
Ночью 14 июля 2000 года Алла Балтер умерла на руках у Эммануила Виторгана.
Коллега Аллы Балтер актриса Галина Анисимова сказала в интервью после смерти Аллы Балтер: «Это страшная потеря. Не только для театра, но для меня и человеческая. Она много работала в театре, но ей все время хотелось большего, и она все время была в творческом поиске, спешила жить. Мы знали, что она больна, и тяжело больна, и что это - не та болезнь, которая просто вылечивается... Все равно надеялись на лучшее.
Талантливых людей в театре много, но перед Аллой я преклоняюсь, поскольку она была не просто талантлива, она - очень хороший человек, умница, красавица, с редким по нашим временам чувством меры во всем. Она была обворожительной женщиной.
С Эммой Виторганом они были удивительной, красивой парой.

Я могу только нижайше поклониться Эмме за его удивительно самоотверженное поведение и выразить огромное сочувствие и ему, и их сыну».
Всем на панихиде особенно запомнились слова Максима: "Мама для меня - это абсолютно всё. И когда позвонил папа и стало ясно, что всё... Я в первый миг подумал - надо же позвонить маме и спросить у неё, что делать...".
Алла Балтер похоронена 17 июля на 24-м участке Ваганьковского кладбища Москвы.
СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ!

По обе стороны жизниЧтобы помнилиКак уходили кумирыАлла Балтер и Эммануил Виторган"Игра теней" 1 серия"Игра теней" 2 серия"Кошка на раскалённой крыше" 1 часть (1989)"Кошка на раскалённой крыше" 2 часть
